Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
Чтобы объяснить это определение необходимо рассмотреть несколько понятий непосредственно связанных с маркетингом:
- нужда — чувство необходимости удовлетворения основных потребностей
- потребности и запросы — специфическая форма удовлетворения человеческих нужд
- спрос — потребность в определенных товарах, выраженная в способности человека их приобрести
- товар и услуги
- потребительская ценность — оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды
- удовлетворенность потребителя
- обмен — акт приобретения некоего желаемого товара на нечто предлагаемое другой стороной.
- сделка
- рынок
Принципы маркетинга
В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.Основные принципы маркетинга:
- Научно практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия.
- Сегментация. Её смысл заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.
- Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.
- Инновация предполагает совершенствование и обновление товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.
- Планирование предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на рыночных исследованиях, и конъюнктурных прогнозах.